вторник, 5 октября 2021 г.

Генри Дэвид Торо: «О гражданском неповиновении»

 Опыт трансвременного перевода



XIX-й век
Время:   середина 19-го столетия
Место:   США
События: нахватав земелек у Мексики южные штаты сообразили, что работать-то на них и некому, а посему возникает экономический кризис, который необходимо решить бесплатной рабочей силой в виде новых рабов. В истории США этот период истории известен как Мексиканская война 1846-1848 гг. До начала войны севера и юга за гражданские права (отмену рабовладения) остается более 10 лет. В это время Генри Дэвид Торо, противник рабства, пишет «О гражданском неповиновении».

И было бы это эссе эпистолярным фактом для любителей истории США, не будь оно столь актуально для нас сегодняшних.





XXI-век
Время:   начало 21-го столетия
Место:   Россия, Белорусия, Казахстан, Украина...
События: удержав власть в своих руках бывший парталитет продолжает превращать собственные народы в рабов. Других методов своего благополучия, обогащения и удержания власти они просто не представляют. Лидеров способных противостоять этому криминальному разгулу отправляют в тюрьмы по высосанным из пальца обвинениям, либо устраняют физически. 

А теперь немного из Торо:
      Само правительство, которое есть лишь способ, выбранный людьми для исполнения своей воли, в равной степени склонно как обманывать, так и быть обманутым людьми, действующими с его благословения.
      Если один человек может подчинить его своей воле, значит, у правительства нет жизненности и силы. Для народа это что-то вроде деревянного ружья. Хотя от этого правительство не становится для него менее необходимым, потому что людям хочется реализовать свою идею правительства. Именно это дает правительству возможность успешно надувать людей, и даже самих себя к своей же собственной выгоде. Не правда ли, замечательно. К тому же, правительство, как правило, никогда само ничего не делает, а лишь с готовностью уклоняется от работы. Не оно хранит свободу страны. Не оно дает образование... 
— какие знакомые портреты, не они ли не забывают обеспечить себя любимых финансовыми ресурсами за наш счет.
      Правительству выгодно, когда люди разобщены, а еще лучше оно себя чувствует, когда об управляемых можно вовсе не думать. - что собственно и наблюдаем. Одно сплошное политическое шоу плохих артистов.
      Если каждый человек начнет размышлять о том, какое правительство будет вызывать у него уважение, — это уже явится шагом к его появлению. — и в самом деле - какое правительство будет вызывать у нас уважение?
      Может ли гражданин хоть на секунду передоверить свою совесть законодателю? Зачем тогда каждому человеку совесть? Я думаю, что мы прежде всего должны быть людьми, и только потом — подданными.
      Закон не делает людей ни на йоту более справедливыми, а поскольку они чтут его, то даже доброжелательные ежедневно становятся вершителями несправедливости. Результатом всеобщего заблуждения из-за чрезмерного почитания закона является то, что вы можете видеть колонны солдат, рядовых и полковников, капитанов, капралов и всех прочих, марширующих стройными рядами через горы и долы на войну против своей воли и, увы, против здравого смысла и совести
 — в нашем случае это стройные ряды беркута и милиции шагающие на войну против собственного народа, это полностью утратившие совесть прокуратура и суды.
           Тот, кто отдает всего себя на служение своим собратьям, кажется им бесполезным и эгоистичным, а тот, кто отдает лишь часть себя, — провозглашается благодетелем и филантропом. — в нашем случае даже не "часть себя", а просто разыгрывая дурной спектакль.
      Как должен человек в наше время относиться к такому правительству? Я отвечу: он не может связаться с ним, не запятнав себя позором. У меня в голове не умещается, что такая политическая организация как мое правительство, является также правительством рабов...

 в архиве оригинал на английском, и российский перевод
скачать архив


Комментариев нет:

Отправить комментарий